Таинственный символизм голландского натюрморта


Мартен Буллема де Стомме. «Натюрморт с кубком-наутилусом»

В татуировке, как и в изобразительном искусстве, существует свой закодированный в определенную форму, смысл. Символика тату крайне разнообразна и зависит от расположения и направления самого изображения, от этого зависит и его смысл.

Еще с древних времен люди изображали на своей коже различные важные символы с сакральным для них смыслом имеющие отношение к их мифологии и истории. И прежде чем наносить конкретный символ важно понимать его значение в истории. Стоит сказать, что и сам человек может внести своё личное понимание конкретного изображения.

В данной статье мы бы хотели раскрыть тему символизма такого направления живописи, как голландский натюрморт, который состоит полностью из закодированных посланий, и, возможно, послужит вам в качестве идеи для творчества..


“ Посмотрите на полевые лилии, как они растут? Не трудятся, не прядут..”


Сознанию людей свойственно наделять мир предметов человеческими качествами, очеловечивать нечеловеческое и одухотворять материальное. Особенно это свойственно людям искусства.


Голландский натюрморт, хотя, на мой взгляд жанр stilleven “тихая жизнь’’ куда более раскрывает суть данного направления, нежели привычное для нас слово “натюрморт”, что переводится как “мертвая природа” - это жанр, где вещи говорят, вступают в диалог друг с другом и с нами. Общение с произведением искусства - всегда разговор автора со зрителем. Искусство учит людей воспринимать ценность бытия, учит любви, любви к миру, который нас окружает, а значит учит принимать его и относиться к нему, как к дорогому другу. Искусство способно линией, ритмом, цветом выразить то, что неподвластно человеческой речи. И это удивительное свойство позволяет зрителю, словно Пигмалиону, увидеть в картине не краску, дерево, камень или иной материал, а, подобных себе, живых существ. В натюрморте вещь всегда больше себя самой, так как художник относится к бытию, как к особой ценности.


Что касается самого жанра голландского натюрморта, его возникновение необходимо рассматривать в контексте духовного движения 16 века, которое способствовало кризису ренессансной культуры, в контексте протестантизма именно кальвиновского толка, как наиболее характерного для Голландии. Эта реформация стала переворотом для всех сфер жизни голландского общества, и, как писал философ А. Лосев – “индивидуализм, порожденный протестантизмом, привлек внимание к субъективным формам жизни человека, природы и социума.” Главным реформатором того периода являлся Жан Кальвин, человек представляющий строгий пуританский протестантизм и имеющий весьма радикальные взгляды в отношении искусства. Он полагал, что художник, своими фантазиями о Божестве, может лишь испортить Его совершенство. Из церквей были убраны все картины на религиозную тематику, а искусство оставили лишь для служения педагогическим задачам.


Картины из церквей переселились в дома бюргеров. И в искусстве стали развиваться светские тенденции.


И вот разные художники принялись писать, и писали в течении целевого века, на первый взгляд, примерно одно и то же - простой стол, на нем красивый бокал с вином или гроздь винограда, нож и хлеб. Все стоит чинно. Постепенно количество предметов увеличивается. Каждый предмет, однако, на своем месте не просто так, вещи имеют символическое значение. Рыба — символ Иисуса Христа; мясо - бренная плоть; нож — символ жертвы; лимон — символ неутоленной жажды; несколько орехов в скорлупе — душа, скованная грехом; яблоко напоминает о грехопадении; вино или виноград — символ Крови; хлеб — символ Плоти Христовой. Обязательно, например, в складках скатерти обнаруживаются часы - или механические, или песочные. А часы ведь говорят об одном - жизнь коротка, а искусство вечно. Помни о времени, время лукаво... Об этом же, кстати, напоминают и расколотые орехи, и полусрезанная кожура лимона.


Питер Клас ван Харлем. “Завтрак с ветчиной”.


Виллем Кальф. “Натюрморт с фарфоровой вазой, кувшином позолоченного серебра и бокалами”.

Многие искусствоведы полагали, что эти натюрморты, под названием “Десерт” или “Завтрак” ничто иное, как просто реклама образа жизни нового класса которая гордится своим благополучием, но при внимательном рассмотрении вся символика голландского натюрморта мгновенно раскрывается исследователю - изгнанное из стен храмов искусство перенесло свой сакральный смысл в дома людей, как напоминание о том, что Евхаристия – это благодарение Творца за Его дары человеку.

Поделиться:

Похожие статьи

Новость  "Миниатюрная татуировка" - номинация TF
27 ноября

"Миниатюрная татуировка" - номинация TF

Новость Видео с Mike Amanita, участником  TF
26 ноября

Видео с Mike Amanita, участником TF

Статья Символизм Великого Дали
25 ноября

Символизм Великого Дали