Символизм мира Брейгеля

Сегодня хотелось бы немного рассказать об одном выдающемся мастере, чьи полотна нужно не только смотреть, но и читать...Символист, знаток народной мудрости, который зашифровал в свои полотна сотни поговорок - Питер Брейгель Старший! «Крестьянская свадьба». Около 1567. Музей истории искусств, Вена. 

Родился Питер Брейгель Старший в 1525 году и его работы можно смело назвать мистериями. В первую очередь следует сказать,что вся живопись эпохи Северного Ренессанса основывалась исключительно на религиозных воззрениях людей, поэтому эта тема, так или иначе, красной нитью проходит во всех произведениях того времени. Мистерии - это  жанр своеобразного религиозного театра, возникший в эпоху позднего Средневековья.  В этих мистериях и в произведениях живописи, которые им можно уподобить, образно выражаясь нет котурн (вид обуви, используемой актерами для зрительного увеличения их роста), как у художников Высокого Возрождения , нет этой помпезности во всем и отождествления себя с Высшим творением. Персонажи мистерий, говоря о Боге, не становятся выше нормального среднего человека, они стоят на какой-то житейской позиции и тем самым делают Библию книгой для нашего повседневного быта. Иными словами, в них сочетались житейский реализм и религиозная мистика. 
Живопись Питера Брейгеля Старшего не перестаёт удивлять своим незаурядным видением мира. 



Питер Брейгель Старший «Падение мятежных ангелов». 


Первое полотно, которое хотелось бы рассмотреть сегодня, называется «Падение мятежных ангелов», написанное художником в 1562 году. В основе сюжета - библейская история о падении ангелов, которая олицетворяет собой конец света, во время которого человечество, погрязшее в греховности, обречено на погибель. И эта работа художника, безусловно, потрясающе иллюстрирует Апокалипсис. В центре полотна, в позолоченных доспехах и бирюзовом плаще, изображен Архангел Михаил, вместе с небесным войском изгоняют ангелов, восставших против Бога. В руках он держит щит, на белом фоне которого изображен латинский крест красного цвета - символ Воскресения, в другой его руке мы видим а меч, которым он поверг семиглавого дракона - символ сатаны. Сам поверженный скрыт от наших глаз за месивом загадочных объектов и фантастических созданий, не поддающихся идентификации. Среди всего прочего на полотне можно обнаружить редких экзотических животных вроде скалозуба или броненосца. В верхней части произведения Брейгель изобразил сверкающий шар, представляющий собой Небеса. Светлые ангелы ожесточенно сражаются с тёмным войском восставших и трубят гимн победы в божественные трубы.
Далее мы рассмотрим символизм небезызвестной работы «Страна лентяев». Брейгель работал в 1567 году. Сюжет картины был навеян сатирической сказкой, изданной в стихотворной форме  в 1530-1540-е годы в Нидерландах и Германии, известной всем европейским странам. Страна лентяев - это, своего рода, пародия на рай, где всего в избытке. Дома здесь сделаны из пряников, вместо камней повсюду лежит сыр. Звери бегают, а птицы летают уже жаренными, готовыми предстать на стол к трапезе - только руку протяни. Земные наслаждения являются для местных жителей в высшей степени добродетелью, а любой труд - несомненным грехом. Как вы понимаете, основным морализирующим смыслом картины является острое насмешливое осуждения банальнойчеловеческой лени и стремлению к праздному образу жизни. 



«Страна лентяев». Питер Брейгель старший. 1567 год. Старя пинакотека, Мюнхен. 


Про символизм картины - герои холста распластавшись у подножья дерева блаженно спят голова к голове, подобно спицам в колесе Фортуны, которое медленно вращается вокруг центра - основной сути этого бытия, а именно стола со снедью. Он слегка наклонен вперёд, совсем немного, так, чтобы с него не соскользнули тарелки и кувшины. Спящих трое. По их одеждам и атрибутам можно предположить, что перед нами священнослужитель либо школяр, мирно спящий головой на чистых листах бумаги и книге, солдат с копьем и крестьянин с цепом. Они дремлют и грезят ни о чем. На столе расставлены тарелки с едой - может быть, для кого-то из нас?)) Попавший в Страну Лентяев, сразу же видит пробегающего мимо кактуса из булочек жареного поросенка с ножом в боку, плетень из колбасы, крышу шалаша, покрытую пирогами, тут же семенит на куриных ножках яйцо, с уже вставленной в него ложечкой. Попасть в страну лентяев можно, проев проход в толще каши, что и проделал некий рыцарь в доспехах. И теперь он сидит, открыв рот, ожидая, когда в него прямо с неба упадёт что-нибудь вкусное :) 



«Падение Икара». Около 1558 года. Питер Брейгель Старший.  


И ещё одну работу, которые мы хотели бы рассмотреть в рамках заданной темы, называется «Падение Икара». В творчестве Питера Брейгеля, это, пожалуй единственное произведение, которое имеет именно мифологический сюжет. Уникальность этого полотна заключается в ее композиционном решении. Стоит сказать, что на построение композиции у художников, не редко, уходит большое количество времени, чтобы как можно лучше донести до зрителя идею картины. Уникальность композиции здесь заключается в том, что на передний план художник ставит совершенно второстепенную фигуру, что многих зрителей вводит в некое недоумение, в то время, как самого главного героя - Икара - заметить на холсте довольно сложно, разве что по ногам торчащим из воды и нескольким, кружащим над водой, перышкам. Икар вот-вот пойдёт ко дну. Нет на холсте и самого Дедала, отважного отца Икара, который, как мы знаем смастерил крылья и разработал план побега с острова. И только пристальный взгляд пастуха, устремлённый в небо, объясняет нам местонахождение Дедала. Падение же в воду главного героя остаётся ни кем не замеченным. Даже лица матросов на проплывающем мимо корабле обращены в противоположную сторону. И только лишь одному животному здесь есть дело до Икара, это - серой куропатке, сидящей на ветке над обрывом. И эта птичка здесь не спроста. Согласно древнегреческому мифу, Дедал, отец Икара, после убийства собственного племянника, который являлся и его учеником, был вынужден бежать на остров Крит. Испугавшись, что тот превзойдёт его в мастерстве, Дедал столкнул его со стены Афинского акрополя. Видевшая происходящее богиня Афина сжалилась над юношей и превратила его в куропатку. И маленькой птички были все шансы позлорадствовать над тем, как тонет единственный наследник ее обидчика. И Брейгель повествует о том, что гибель Икара - справедливое возмездие за смертный грех.
Но, самый главный смысл, который заложил художник в это произведение - это воплощение одной нидерландской пословицы: - «Ни один плуг не остановится, когда кто-то уходит». 

А вы так же тщательно прорабатываете идеи для своих эскизов? =)

Поделиться:

Похожие статьи

Новость  "Миниатюрная татуировка" - номинация TF
27 ноября

"Миниатюрная татуировка" - номинация TF

Новость Видео с Mike Amanita, участником  TF
26 ноября

Видео с Mike Amanita, участником TF

Статья Символизм Великого Дали
25 ноября

Символизм Великого Дали